Уже с первых серий «Дома Дракона» в центре внимания оказывается персонаж Стива Туссэна Корлис Веларион, он же Морской змей. Кто он, что им движет, какую роль герой сыграет в «Танце драконов» и причем здесь нарциссическая травма детства?
Осторожно, спойлеры!
Построил себя сам
Корлис Веларион — честолюбивый искатель приключений. Первую половину жизни он реализовался как мореплаватель и смог увидеть мир, что говорит о широте его взглядов, и заработать огромное состояние, что говорит о его предприимчивости и ответственности. Вторую половину жизни он воевал и посвятил себя политике Вестероса.
Корлис принадлежит к той плеяде людей, которые «построили себя сами», и противопоставляет себя тем, кому блага и возможности выпали по праву рождения. Кажется, будто Корлис одержим идеей «первенства»: «мы вторые мужи королевства и нам свои достижения нужно доказывать поступками, они не даются нам сами собой».
Если сравнивать историю Корлиса с греческой мифологией, то она была бы похожа на историю бога Посейдона — повелителя моря, который все же уступает первенство Зевсу, являясь скорее «подчинённым королём».
Надо сказать, что Корлис Веларион наделен и такими чертами, как отвага, любознательность и решительность, значения которых не стоит преуменьшать.
Всегда после Таргариенов
Стремление стать первым, получить уникальные права может говорить о семейной травме в истории дома Веларион: «Наш род по летописям даже древнее Таргариенов, но у нас не было драконов». Можно сократить смысл до: «Мы всегда после Таргариенов». С точки зрения семейной системной психотерапии здесь есть выбор: решать проблемы семейной системы или жить свою жизнь, наполненную личным смыслом. Корлис выбирает первое.
Либо можно на это посмотреть как на нарциссическую травму: «Сам по себе я не хорош и не уникален, мне нужно доказывать, что я лучший, чтобы меня признали». Поэтому герой прикладывает все усилия, чтобы «стать первым».
Эта идея чаще всего появляется в тех случаях, когда в детстве ребёнок получает поддержку и любовь родителей только за проявленные поступки и достижения, причем исключительные достижения. Четвёрка в школе — не оценка, серебряная медаль — не медаль.
Всё, что не попадает в «лучший результат», обесценивается и воспринимается как «плохо». Это ведёт к тому, что внешне человек может выглядеть уверенным и сильным, но все те сотни раз отвержения, когда что-то не получалось — а жизнь так устроена, что у нас не может получаться всё с первого раза, идеально и лучше, чем у других — создают постоянную жажду первенства, ведь только первым я могу быть замечен, оценён и принят родителями, а во взрослой жизни — другими людьми.
Есть ложное «Я», фасад, который человек показывает другим, и истинное «Я», которое он ненавидит и которое становится вместилищем всех неудач. «Если я не первый, то я ничтожество, неудачник и слабак». Личность формируется по принципу «всё или ничего». В такой картине мире не остаётся место полутонам, ощущению меры «уже хватит, достаточно», поэтому необходимо каждую секунду доказывать своё превосходство.
Одновременно с этим людям с нарциссической травмой сложно строить отношения с другими: они либо заняты поддержанием своей значимости и первенством, либо безропотно выполняют прихоти окружающих, а нередко переключается между первым и вторым.
В книжном описании Корлиса можно заметить эту несостыковку. С одной стороны, он великий Морской Змей и владелец огромного состояния дома Веларион. С другой — во время царствования Рейниры нет ни намёка на то, что он хотя бы как-то пробует влиять на жёсткие и приводящие к разрушительным последствиям действия невестки, которая младше него на 47 лет.
А если бы в Вестеросе был психотерапевт
Психологическая работа с нарциссической травмой идёт от создания доверительного контакта, в котором есть возможность делиться своими переживаниями и получать поддержку. Особенно важным становится изменение фокуса мышления — необязательно быть первым и лучшим, чтобы тебя принимали, можно быть собой со своими особенностями, которые есть у каждого, и это нормально.
Работая с психотерапевтом, также можно научиться радоваться тому, что есть, и прийти к ощущению достаточности: «Я уже хорош собой, мне не нужно стараться быть лучше». А еще психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, а значит клиент получает живой опыт общения, в котором от него ничего не ждут.
В Доме Дракона психотерапия могла бы помочь Корлису Велариону найти «ощущение достаточности» в том, что у него уже есть, и не лезть на баррикады там, где это может принести большие, несопоставимые с выгодами жертвы. Если бы Корлис Веларион работал с психотерапевтом, вероятно, он бы смог отказаться от стремления быть лучшим в тех моментах, где ради этого на кон ставятся жизни близких людей, и не стать жертвой собственных амбиций.
Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT 🙏🏼
Записаться на сессиюПолучайте лучшие материалы Метаморфозы на почту
Подпишитесь на дайджест, и мы вышлем вам руководство о том, как преодолевать страхи на работе и в общении с близкими.